Основные модели построения взаимоотношений врача и больного

 

Модель

Роль врача

Описание модели

Активно-пассивная

Выполняет свою работу без участия пациента

Основана на представлении, что врач лучше знает, что надо больному. Больной не может участвовать в принятии решений

Покровительственная

Объясняет пациенту, что необходимо сделать, чтобы помочь ему. Выполняет роль наставника

Больному сообщается лишь та информация, которая, по мнению врача, необходима

Информативная

Роль компетентного технического эксперта

Врач доносит до больного всю информацию, а больной сам выбирает

Интерпретивная

Консультирует больного и помогает ему принять решение. Выполняет роль советника

Предполагается, что больной нуждается лишь в уточнении с помощью врача того, что с ним происходит. Решение будет принимать он сам

Совещательная (договорная)

Вовлекает пациента в обсуждение, в течение которого помогает ему осознать приоритеты, касающиеся здоровья

Исходит из представления, что врач может активно влиять на формирование мнения больного и помочь ему принять правильное решение

Первые две модели взаимоотношений врача и пациента наиболее часто используются в течение длительного периода времени. Как и другие модели, они предполагают практическое применение врачом всех своих умений для того, чтобы поставить диагноз и определить стадию заболевания, а затем идентифицировать дальнейшую тактику с целью облегчения страдания или восстановления здоровья. Вслед за этим, согласно первой из них (активно-пассивной), следует лишь объявление больному, как в дальнейшем предполагается с ним поступить (когда прооперировать или какой лекарственный препарат назначить), согласно же второй (покровительственной), врач доносит до пациента избранную информацию, которая позволяет больному лишь согласиться с той тактикой лечения, которую избрал доктор. Обе указанные модели до сих пор преобладают в общении медицинского персонала в большинстве медицинских учреждений СНГ и некоторых стран Европейского Союза. Однако единственно возможное безапелляционное применение таких моделей общения может иметь место лишь в случае необходимости неотложных вмешательств (срочная операция или бессознательное состояние больного).

Самая разумная модель — совещательная, которая предполагает равенство всех сторон, в том числе одинаковую ответственность. Она основана на том, что обычный взрослый человек в состоянии синтезировать информацию и выделить для себя приоритеты, а врач обладает достаточными коммуникационными навыками для того, чтобы помочь пациенту в этом. Данная модель также предполагает, что врач в состоянии видеть разницу между предпочтениями самого пациента и теми рекомендациями, которые должен дать профессионал.

Коллегиальная проблема

При рассмотрении проблемы этики поведения в системе врач — врач необходимо выделить основные и общие принципы, которые следует соблюдать независимо от того, где трудится медицинский работник, а также частные, которые следует соблюдать с учетом специфических условий поликлиники или больницы.

В общих вопросах условно можно выделить два основных:

Соблюдение принципов внутренней культуры — правил отношения к труду, соблюдения дисциплины, бережного отношения к общественному имуществу, дружелюбия и чувства коллегиальности;

Соблюдение принципов внешней культуры поведения — правил благопристойности, приличия, хорошего тона и соответствующего внешнего вида (внешняя опрятность, необходимость следить за чистотой своего тела, одежды, обуви, отсутствие излишеств в украшениях и косметике). К правилам внешней культуры относятся также форма приветствия и умение держать себя среди коллег, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям.

Одним из требований коллегиальных отношений является взаимная вежливость.

Очень важно быть сдержанным и тактичным, владеть собой и считаться с желаниями других людей. Беседуя с коллегой, особенно со старшим, надо уметь слушать собеседника, не мешая высказать ему то, что он думает, а затем, если в этом имеется необходимость, спокойно возразить, но без грубости и личных выпадов, ибо это не способствует выяснению вопросов, а свидетельствует о бестактности и несдержанности. Нетактичен и неуместен громкий разговор в медицинских учреждениях, не говоря уже о попытке выяснения личных отношений.

Сдержанность и чувство такта необходимы в отношениях с коллегами, удрученными личными переживаниями. Бестактно спрашивать у них о причинах «плохого настроения». Умение дорожить своим и чужим временем является внешним проявлением внутренней собранности и дисциплинированности человека.

Бригадная проблема

Долг каждого врача — проявлять заботу об авторитете среднего медицинского персонала (медицинских сестер и младших медсестер), помня, что они являются ближайшими его помощниками. Проявляя постоянное внимание к повышению знаний медицинских сестер, расширению их кругозора, необходимо в то же время стараться не заполнять их служебное время не свойственными им обязанностями.

Одной из важнейших задач медицинской сестры является создание благоприятной обстановки для пациентов в поликлинике и стационаре. Средний медицинский персонал должен осуществлять внимательный уход за больными с учетом их жизненных потребностей. Иначе все так называемые мелочи неизбежно будут отражаться на настроении больного и, в конечном счете, скажутся на результатах лечения.

Взаимоотношения врача и среднего медицинского персонала должны строиться с учетом того, что они заинтересованы в результате общего дела — в успешном лечении пациента. Постоянное желание помочь товарищу по работе, скромность и приветливость украшают медицинскую сестру. Очень важным является тактичное отношение врача к младшему персоналу. Требуя должной дисциплины, он обязан разъяснять медицинским сестрам их обязанности и необходимое поведение с пациентами. Внешний вид медицинской сестры также имеет значение. Прежде всего, опрятность в одежде с учетом установленной формы. При выполнении своих служебных обязанностей от среднего медицинского персонала необходимо требовать исключительной внимательности, обязательности и четкости исполнения назначений и указаний врача. Все эти качества имеют непосредственное отношение к правильному лечению больных. В случае, когда у медицинской сестры имеются какие-либо сомнения в отношении назначений или распоряжений врача, она ни в коем случае не должна высказывать их в присутствии больного. Когда пациенты видят соблюдение должной субординации, у них возникает ощущение, что в лечебном учреждении, где они присутствуют, существует необходимый порядок. Четкая работа среднего медицинского персонала, внимательное и заботливое отношение к больным благоприятно влияют на психику пациентов, повышают доверие больных к действиям врачей, способствуют соблюдению лечебно-охранительного режима.

Такие качества, как гуманность и корректность, чуткость и отзывчивость к товарищу по работе, выступают общепризнанными нормами поведения, а следовательно, и первым условием хорошего настроения и нормального психологического климата в коллективе. Грубость всегда является источником моральных травм, бестактность омрачает жизнь человека и неизбежно отражается на его работоспособности.

Доброжелательность должна стать не только чертой характера отдельных индивидуумов, но и обязательным условием взаимоотношений в любом медицинском коллективе.

Врач должен помнить и разъяснять среднему медицинскому персоналу, что доброе слово входит в понятие такта. Под ним понимается умение вести себя деликатно, чтобы никому не причинить неприятности. Но всегда ли мы так поступаем? Отвечает ли человек за испорченное кому-нибудь настроение? Нет, не отвечает, а следовало бы отвечать! Настроение людей выступает такой же реальной созидательной силой, как электрическая энергия.

Общественная проблема

Медицинская наука всего мира придает исключительное значение профилактическим мероприятиям. Ученик С. П. Боткина В. А. Манассеин подчеркивал, что «невозможно представить себе настоящего врача иначе, как терапевтом и гигиенистом одновременно». Идеал медицины будущего, к которому следует стремиться, — это медицина здорового человека. В связи с этим одной из первостепенных задач является ознакомление широких масс населения с личной гигиеной, в том числе с правилами гигиены полости рта. Другим важным вопросом является разъяснение принципов здорового образа жизни (при рассмотрении с точки зрения стоматологов — сбалансированного питания, отказа от таких вредных привычек, как курение), соблюдение условий труда.

При этом следует помнить, что профилактические рекомендации должны быть научно обоснованы и вытекать из глубокого изучения причин болезни. Обязанность стоматолога — в индивидуальных беседах, советах, а также в лекциях пропагандировать указанные выше положения.

Административная проблема

Результаты труда коллектива зависят не только от профессионального мастерства его членов и организационных мероприятий, но и от той атмосферы, в которой протекает трудовая деятельность, — от морального климата. Если в коллективе устанавливаются доброжелательные и доверительные отношения, творческий подход к делу и принципиальность в оценке труда, сочетающиеся с высокой требовательностью, то человек в этих условиях может реализоваться в полном объеме и труд для него будет радостью. В тех же коллективах, где вопросам морального климата не уделяется должного внимания, люди работают не в полную меру своих сил и возможностей, инициатива и способности не развиваются, что отрицательно сказывается на лечебном процессе.

Е. В. Дубровин отмечает, что истинной «близости людей по крови нет. Есть только по духу». Поэтому полноценный коллектив формирует и сплачивает не только общая задача, проблема, но и соответствующая обстановка, порождающая духовную близость людей. И в этом плане особенно важна роль руководителя коллектива.

Известно, что авторитетность любого медицинского учреждения, в том числе стоматологического, во многом определяет его эстетическое оформление.

Коллективная проблема

Во многих публикациях, монографиях и руководствах, посвященных вопросам врачебной этики и деонтологии, подчеркивалось, что медицинский коллектив — это тесное содружество людей, объединенных общим стремлением отдать все свои силы делу, которому призваны служить. Их единство и дружеская спайка подчинены единому принципу: «Все для пользы дела, все в интересах больных!», обеспечивают творческую целенаправленность и эффективность труда.

Успешная работа любого коллектива складывается из двух основных моментов. Первым является трудолюбие каждого из его участников. Вторым следует рассматривать трудовую дисциплину.

Каждый медицинский коллектив должен ценить, беречь и укреплять лучшие традиции, настойчиво прививать их каждому новому сотруднику, вливающемуся в его ряды. Важным является то, что такие традиции будущий врач должен усвоить и научиться чтить еще на студенческой скамье. Каждый студент должен стараться и прилагать максимум усилий, чтобы в его группе присутствовали творческая целенаправленность и созидание.

Следует помнить, что во врачебном коллективе не должно существовать более или менее важных дел, заданий и обязанностей. Все в одинаковой степени важны и все равно значимы. В связи с этим и отношения в коллективе между его членами должны складываться на основе равенства, взаимоуважения, взаимопомощи и взаимного доверия. В нерушимости нормальных коллегиальных отношений должен быть заинтересован каждый из представителей коллектива. Иногда это достигается путем преодоления личных симпатий или антипатий, укрощения излишнего самомнения, задетого самолюбия, чувства зависти. В интересах общего дела всегда необходимо проявлять максимум такта, взаимопонимания, взаимной вежливости и самодисциплины.

Взаимное уважение всех представителей медицинского коллектива невозможно без доверия и искренности. Каждому из практикующих врачей случается допускать какие-либо погрешности, промахи и недочеты в работе. В большинстве случаев в спаянном и дружном коллективе с помощью более опытных коллег и руководителей все ошибки могут быть исправлены без причинения вреда пациенту и делу. При этом необходимо подчеркнуть, что подобное позитивно направленное развитие ситуации возможно лишь в том случае, когда ошибка вовремя замечена, не скрыта и не утаена.

Никогда не следует бояться признавать свои ошибки и упущения. Самокритика и благожелательная принципиальная критика — основа жизни коллектива, эффективный метод его воспитания, сплочения и укрепления.

Социальная проблема

На сегодняшний день мировое сообщество находится на сложной исторической стадии развития. Далеко шагнувший научно-технический прогресс наряду с созданием современных способов и методов диагностики, новых фармакологических препаратов и т. д. создал грозное оружие сильнейшей разрушительной силы, угрожающее жизни и здоровью людей. Еще одним тяжелым бременем современности является международный терроризм. Чувство профессиональной ответственности за здоровье всех людей нашей планеты объединило врачей в борьбе за мир, предотвращение использования ядерного оружия и оружия массового поражения, терроризма. Право каждого человека на здоровье следует понимать так, что никто не может быть лишен своего здоровья каким-либо действием со стороны других людей, включая медицинских работников.

В международных документах о здравоохранении и правах человека освещаются этические и правовые вопросы жизни человека, связанные с оказанием лечебно-профилактической и реабилитационной помощи, проведением научных исследований и клинических испытаний, внедрением в практику новых методов и подходов к лечению тех или иных заболеваний. Современная ситуация оказывает влияние на «врачебную тайну». Существует мнение о том, что способы хранения медицинской документации нарушают принцип конфиденциальности взаимоотношений врача и пациента.

Наряду с повышением этико-деонтологической культуры медицинских работников необходимо совершенствовать и нравственное воспитание населения. В этих условиях повышается роль врачей всех специальностей в мотивации здорового образа жизни. Каждый врач должен обращать внимание на то, как населением реализуются явные и потенциальные возможности осуществления основных принципов здорового образа жизни. Соблюдение в труде и быту гигиенических норм, формирование разумных потребностей, создание в трудовых коллективах хорошего морально-психологического климата, развитие массового физкультурного движения — все это является неотъемлемым содержанием здорового образа жизни. К социальной профессионально-этической сфере деятельности врача-стоматолога следует отнести и разработку научных методов управления образом жизни с учетом его целостного аспекта.

Необходимо помнить, что образ жизни как интегральная часть той или иной социальной системы всегда содержит в себе человеческий фактор, имеющий определенную нормативно-аксиологическую характеристику. Если в образе жизни людей отражено их определенное отношение к обществу, к самим себе и своему здоровью, то было бы ошибочно противопоставлять научное управление ценностному. Однако следует отметить, что ценностное управление и прогнозирование не всегда поддаются строгому количественному и качественному измерению. При этом данную существенную сторону жизнедеятельности людей нельзя не учитывать в процессе планирования гигиенического образа жизни. В связи с этим при мотивации здорового образа жизни необходимо учитывать не только общественные, социологические и нравственно-психологические закономерности, но и специфику проявления их у индивидуумов в зависимости от возраста, пола, формы заболевания, психических и социальных свойств личности.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *