Судьбы и характеры героев рассказа Амирхана Еники «Коранхафиз» через призму истории

 

Работа Карачуриной Юлии представляет анализ рассказа Амирхана Еники «Коранхафиз». В 11 классе по программе литератруры прохолим произведения о гражданской войне. Изученный нами рассказ — отличный краеведческий материал.

Просмотр содержимого документа
«Судьбы и характеры героев рассказа Амирхана Еники «Коранхафиз» через призму истории»

МКУ Отдел образования Администрации МР Давлекановский район

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Муниципального района Давлекановский район

Судьбы и характеры героев

Рассказа Амирхана Еники «Коранхафиз»

Через призму истории

Карачурина Юлия, обучающаяся11 класса

МОБУ СОШ №1 муниципального района

Давлекановский район РБ.

Крутько Винира Рашитовна, учитель

Русского языка и литературы

МОБУ СОШ №1, педагог дополнительного

Глава 1. Актуальность этнокультурного компонента образования.

Глава 2. Судьбы и характеры героев рассказа Амирхана Еники «Коранхафиз»

Тема работы является актуальной, так как в последние годы активно возрастает интерес к изучению материала регионального характера.

Новизна работы заключается в том, что предпринята попытка литературного анализа рассказа Амирхана Еники, в основе которого лежит краеведческий материал, освещающий г. Давлеканово и его жителей начала ХХ века.

Цель исследовательской работы – провести анализ характеров литературных героев, на которых повлияли исторические события, в частности, Октябрьская революция 1917 года.

Рассказ Амирхана Еники «Коранхафиз» является частью национальной культуры, содержит интересную информацию о традициях, устоях, особенностях миропонимания людей начала ХХ века, представляет собой интересный материал для литературоведческого и краеведческого исследования.

Мечеть и медресе вДавлеканово и образы ахун Искандара и Коранхафиза на страницах рассказа Амирхана Еники «Коранхафиз».

Наблюдение, сравнительный анализ, интервью, работа с материалами районного Краеведческого музея, районной газеты, Интернета, с научной литературой и словарями.

Материалы исследования должны привлечь внимание к прошлому г. Давлеканово, они могут быть использованы в качестве дидактического материала на уроках литературы в качестве внеклассного чтения, на уроках предмета «История и культура Башкортостана».

Глава 1. Актуальность этнокультурного компонента образования.

Рассказ «Коранхафиз» мы прочитали на уроке литературы, когда анализировали тему революции и гражданской войны в русской литературе 20 века. До этого имя татарского писателя Амирхана Еники нам было неизвестно. Этот рассказ был переведён с татарского на русский язык учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №1, руководителем научно-исследовательской работы Винирой Рашитовной Крутько.

То, что на уроках обращаемся к краеведческому материалу, для нас имеет огромное значение. Роль этнокультурного компонента образования сегодня стала очень актуальной. Этнокультурный компонент в содержании образования имеет широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности обучающегося с его потребностями в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира. В этих условиях необходимо максимально эффективно использовать возможности новых и эффективных форм для изучения, сохранения и развития языка и культуры.

Мы можем судить об изменениях в обществе не только по тем книгам, где рассказывается о событиях в отдалённых от нас городах, областях, но и по произведениям писателей, которые родились и выросли в нашей республике. Литературное наследие Амирхана Еники, наверное, никогда не станет обычным фактом истории. Его немногочисленные рассказы и повести, публицистические выступления и сегодня увлекают читателя изящностью стиля, искренностью чувств, правдивостью характеров и поразительной современностью, помогающей находить ответы на самые серьезные вопросы нашего непростого времени.

Давлеканово и революция

После Февральской революции реальная власть в Давлеканово перешла к комиссару Временного правительства эсеру Н. Кузема, его помощнику М. Воронкову и волостному старшине М. Арсланбекову. 7 января 1918 года власть перешла к Советам, но уже в начале июля 1918 г. Давлеканово оказалось под властью белочехов. В октябре 1918 года Советская власть в Давлеканово была восстановлена.

С 18 марта по 1 апреля 1919 года, во время наступления Колчака, Давлеканово стало ареной упорных боёв, в ходе которых 26-й и 27-й дивизиям Красной армии удавалось сдерживать наступление превосходящих сил колчаковцев. Но в дальнейшемкрасные были вынуждены отступить и к концу апреля армия Колчака освободила от них всю Башкирию. Впрочем, уже в конце мая 1919 года 25-я стрелковая дивизия Чапаева выбила белогвардейцев из Давлеканово. В августе 1919 года прошли выборы в Давлекановский Совет.

Все эти события нашли отражение в рассказе Амирхана Еники, но я остановлюсь на судьбах и характерах героев этого произведения.¹

Глава 2. Судьбы и характеры героев рассказа Амирхана Еники «Коранхафиз».

Годы жизни Амирхана Еники в Давлеканово

Амирхан Еники не уроженец Давлеканово, но он оставил неизгладимый след в истории и культуре нашего района. Амирхан Еники (тат. ƏmirxanYeniki, Әмирхан Еники), настоящее имя Амирхан Нигметзянович Еникеев (тат. Əmirxan Nigmətcan ulı Yenikieyev, Әмирхан Нигмәтҗан улы Еникиев) (2 марта 1909 в дер. Новые Каргалы — 16 февраля 2000) — татарский писатель-прозаик, публицист, народный писатель Республики Татарстан. Будущий писатель Амирхан Еники был первым выжившим ребёнком в крестьянской семье, девять детей до него умерли в раннем детстве. Несмотря на крестьянский вид занятий, его родители были потомками мурз Еникеевых. В 1911 году Нигметзян Еникеев перевез семью на станцию Давлеканово, где занялся торговлей. В 1916—1924 году Амирхан с перерывами учится в медресе и в школах. Ему довелось даже проучиться несколько лет в медресе авторитетного богослова Искандара ахуна, и поэтому яркие впечатления от пребывания в мусульманском учебном заведении, наставлений мудрого хазрата остались у него на всю жизнь. Они и легли в основу рассказа «Коранхафиз». Это объективное, без малейшей идеологизации и сатиры описание жизни мусульман в предреволюционные годы, рассказ о положительном характере священнослужителя – Искандара ахуна².

Какой была мечеть, в которой служил ахун Искандар?

Мечети в Давлеканово и медресе при мечети³

Как известно, в конце XIX и в начале XX века Давлеканово было многонациональным поселением. О дружбе и добрососедстве народов красноречиво говорит тот факт, что на небольшом участке земли, недалеко друг от друга находились культовые здания различных религий: Иткуловская соборная мечеть, Исидоровская церковь, а напротив неё – молитвенный дом немцев-менонитов.

Современное Давлеканово образовалось из пяти населённых пунктов. Основными являлись две деревни: Давлеканово (нынешние улицы Пролетарская и Ворошилова) и Иткулово (ныне улица Победы), объединение которых произошло лишь в начале ХХ века.

Давлекановская соборная мечеть построена в селе Иткулово Белебеевского уезда (ныне территория г. Давлеканово) на средства жителей — купцов Набиуллы Гайнулловича Каримова и братьев Абдуллы-хаджи и Мустафы Утямышевых. В дореволюционный период мечети были центрами не только религиозной, но и духовной жизни мусульман. В то время они играли большую роль в распространении образования в Башкирии. При каждой мечети имелось религиозное учебное заведение – медресе.

Вот что пишет Амирхан Еники в своей книге «Страницы прошлого», изданной в 1998 году в Казани:

«Когда я рос, имамом Даулякана был Искандар ахун, а муэдзином Набиулла абзый – один башкир, другой татарин. Напротив мечети, через дорогу, на просторном дворе стояли два дома: один из простых брёвен, другой, побольше, обшит досками и выкрашен в жёлтый цвет. Это медресе, которое называли «Медресе Искандера ахуна». В небольшом доме помещались начальные классы (ибдитаи), а в большом – средние (рушди). В рушди большинство шакирдов были из башкирских аулов, что расположились в долине Дима – они учились и жили здесь же. О событиях в этом медресе я когда-то написал рассказ под названием «Коранхафиз». 4

О героях этого рассказа и будет моё выступление.

Священнослужитель ахун Искандар

Ценные сведения из жизни Искандар ахуна содержатся в письме его внука Туйгуна Тагирова, которому посчастливилось застать его в живых:

«В 2007 году отмечается 100-летие Давлекановской (Иткуловской – прим. автора) соборной мечети, с которой тесно связано имя ахуна Искандара Ишаева. Он мог быть первым и был однозначно последним настоятелем этой мечети». 5

Искандар ахун – уроженец деревни Абишево ныне Миякинского района Башкортостана. В 1902 году в родной деревне у него был приход. В этом же году у ахуна родилась младшая дочь Гайша, сыном которой и является Туйгун Тагиров. Всего у Искандара ахуна было шестеро детей: Мударис, Майсурур, Зайнаб, Мухамадия, Ахмадия и Гайша. В историко-краеведческом музее г. Давлеканово находится родословная рода Ишаевых, где прослеживаются судьбы всех детей ахуна и их потомков.

Как же сложилась судьба мечети в 30-ые годы? Об этом мы читаем в письме внука Искандара ахуна: «В доме деда мы с мамой бывали в 1929-1930-х годах. Жил он в небольшом домике рядом с мечетью (сейчас это дом №56 по улице Победы). Его дворик непосредственно примыкал к обширной, покрытой сочно-зелёным травяным ковром территории мечети, куда вела маленькая калиточка, через которую ахун напрямую проходил в мечеть. В начале 30-х годов минареты уже были снесены. Во дворе, я хорошо помню, всегда толпилась молодёжь. Входили в помещение и выходили из него группы юношей, устраивались массовые подвижные игры. В последующие годы на границе дворов был построен дом, разъединивший домик ахуна от территории мечети…» 6

Таким образом, в рассказе Амирхана Еники прототипом хазрета является сам ахун Искандар, то есть человек, который жил в те годы, был богословом и в какой-то степени просветителем. Каким же показал писатель этого доброго человека?

Образ ахуна Искандара в рассказе «Коранхафиз»

Амирхан Еники в своём рассказе изобразил ахуна Искандара человеком образованным, светлым и верным служителем мечети. Мне кажется, что только таким может быть истинный хазрет, который сам придерживается учений пророка Мухаммеда и другим преподаёт уроки доброты, истинной веры. Особенно в свете последних событий в мире, связанных с религиозными войнами, этот образ вызывает лишь позитивные эмоции. Он не показан в романе так открыто, как Коранхафиз. Это, на мой взгляд, объясняется тем, что образ нового учителя оставил настолько сильный след в душе будущего писателя, что ахун Искандар остался в тени. Но как бы там ни было, его присутствие ощущается постоянно. Он скромен, немногословен, даже незаметен, но, читая рассказ страницу за страницей, наблюдаем, что все уважают ахуна как старейшину, ждут его ответа, его решения. Читаем строки из произведения: «…Искандар ахун сам был из чистых башкир, по своей природе был немногословным, скрытым человеком. И на застольях, не как другие муллы, которые сами начинают поучать народ, отвечал лишь на задаваемые вопросы и Коран в большинстве велел читать муэдзину. Даже когда вставал на возвышение в мечети для проповеди, говорил мало. Во время религиозных застолий он редко какое слово скажет, и то коротко, ёмко, остро. Его побаиваются, но в то же время и уважают». Автор будто нарочно не выводит хазрета на первый план, желая тем самым показать, насколько простым может быть мудрый и умный человек. Уместным являются слова Л. Н.Толстого: «Нет величия там, где нет простоты».

Два эпизода рассказа доказывают, что ахун Искандар – человек сильной натуры, умеющий постоять за себя и за своих родных. В обоих эпизодах ахун сталкивается с Коранхафизом. В первом случае Коранхафиз, набравшись храбрости и в то же время испытывая некий страх, приходит просить руку Гайшабики – красавицы дочери ахуна. По ней тосковали все шакирды. Желая увидеть Гайшу, они устраивались по выходным на работу к ахуну. Имя Гайшабики было выгравировано на кольцах богатых шакирдов. Девушка сводила с ума всех. Амирхан Еники с нежностью описывает эту девушку: «Она была истинной башкирской красавицей, словно прибрежные камыши у Демы, стройна, грациозна. Длинные пушистые косы, круглое смуглое лицо, тонкие брови, вишневые губы; белые жемчужные зубы, ямочки на щеках, которые появлялись при улыбке. Шакирды, жившие в желтом медресе, теряли головы и ласково называли: «Гайшаджан!» (Душа моя, Гайша)». Вот на кого уповает Коранхафиз. Конечно, он не шакирд, и очень близкий хазрету человек, бывает у них дома и, наверняка, не один раз видел Гайшу. Говорят, и хищникам присуща любовь: хафиз хочет жениться на Гайше. Если случится чудо, и он станет зятем имама, богатый махалле, безусловно, перейдет в его руки. К величайшему огорчению хальфы, ахун Искандер не даёт своего согласия. Наверное, по-другому и быть не может. К тому моменту о Коранхафизе по Давлеканово распространялись всевозможные слухи. Все узнали о его бесчинствах в медресе, о том, что он может себе позволить выпить спиртное с распущенными женщинами. То ли это стало причиной, то ли то, что он не местный, но хазрет не пожелал ему выдать дочь Гайшабику. Их диалог ярко характеризует каждого из них:

Лишь немного приподняв тяжелые веки, старый хазрет, мутными, как вода, глазами уставился на Коранхафиза.

— Тогда отойдите к порогу и слушайте меня: не для пришлого мишарина я растил дочь, и нет у меня для вас минарета. Слышите?… Идите, и больше не смейте переступать мой порог.

Коранхафиз сначала побледнел, некоторое время не находил слов, а затем весь почернел и, задыхаясь, проговорил: «Вы… вы, такъсир, когда-нибудь сильно пожалеете. Я… я такое оскорбление не забуду». 7

Читая данный отрывок, мы лишний раз убеждаемся о немногословности ахуна и стойкости его духа. Ещё один эпизод, где раскрывается истинная вера ахуна Искандара, встреча с Коранхафизом в образе красноармейского командира. Об этом рассказывается в следующем исследовании.

Образ Хафиз хальфы в рассказе «Коранхафиз»

С самой первой встречи с Коранхафизом, автор преподносит его с целью заострить внимание на персонаже. Подчеркивает особые детали и очень подробно раскрывает образ. Это был человек с выразительной внешностью: светлое лицо окаймлено бархатистой черной бородой, влажные красные губы, шелковистые черные усы, бойкие глаза с небольшой желтизной. Но эта встреча была довольно-таки неприятной. Он зашел в класс, посмотрел, прищуриваясь, улыбнулся лишь краешком своих красивых губ, словно дикая кошка — рысь играла длинным хвостом с трусливыми зайчатами, стоявшими под деревом. Почему его сравнивают именно с рысью? Потому что рысь является осторожным, обладающим острым умом и зорким взглядом зверем. Но главный вопрос в был в том, что будет дальше. О чем он думал, какие планы строил? Никто не понял его истинных желаний. Этого человека представили как Хафиз хальфа, и в то же время сказали, что его зовут Коранхафиз. Коранхафиз – это святой человек, хранитель Корана, знающий его наизусть. Он поселился в небольшой комнатушке, в желтом медресе (старое, где учились, в основном, давлекановцы). Вначале завоевал любовь шакирдов своей красотой и учтивостью, затем превратился в хищника, не знающего границ своей жестокости. Что прут, по сравнению с тем, как он вскипал: не было той прежней улыбки: она превращалась в оскал, глаза наливались кровью, за уши поднимал из-под низенького столика шакирда, изо всей силы замахиваясь, давал оплеуху (ударял по щеке). Если ребенок падал, поднимал его и снова бил. Потом заставлял наказанного открыть погреб и пинками отправлял его туда. Его сущность напоминала волка. Это уже является наводящей страх деталью.

А самое печальное, что он имеет отношение к мечети. К святому месту. Его род деятельности – нести свет и добро. Делать мир чище. Но ему чужды ценности норм и морали. А разве таким должен быть человек, неразрывно связанный с Кораном, с Аллахом?! Он является носителем духовенства, а при этом противоречит своей деятельности. Его цель — слава, руководство мечетью. Несмотря ни на что и ни на кого. Но ведь к славе можно идти разными путями. Почему бы не пойти доброй тропой?! К сожалению, ему ближе дорога хищника («черная»), с «кровопролитием» и страхом, постоянной болью и ужасом. И это далеко не глупый человек, который знает, на что он идет. Таким людям в жизни, действительно, легче. Они умеют расположить к себе других, приспособиться ко времени, к ситуации, а в удобный для них момент раскрыть свое истинное «Я», сущность которого далека от высоких чувств.

После его сватовства к Гайшабике он был изгнан не только из мечети, но и из Давлеканово. Невозможно забыть его угрозу ахуну: «Вы… вы, такъсир, когда-нибудь сильно пожалеете. Я… я такое оскорбление не забуду». Почему-то все, кто знал этого хищника, были уверены, что он снова появится в городе. Такой злой и жестокий человек, как Коранхафиз не может просто сгинуть. Как только ни гадали жители, в каком же облике он появится?

И встреча ахуна и Коранхафиза состоялась. Снова в доме у Искандара. Ночью, когда все спали. Никто его не видел, кроме хазрета, поэтому эта встреча оставила много вопросов. Хафиз, угрожая пистолетом, требовал у ахуна Гайшабику. Он был похож на стервятника, кидающегося на свою жертву. Но спокойствие хазрета вывело его из себя. Хафиз ругался грязными словами, продолжал угрожать, выстрелил в потолок, а ахун был непоколебим. Вот примеры, доказывающие его уверенность, силу, а главное веру: «Хазрет сидел, упершись руками в перину, чуть-чуть откинувшись назад, шевеля белыми губами, и даже не моргая, смотрел на дуло нагана»; «А старый ахун, будто желая подразнить его, говорит, прямо глядя в глаза: «Ну, подлец, или стреляй, или сгинь отсюда. Не стой передо мной, будто пугало!»; «Хазрет, словно несведущий ребенок, забыв всякий страх, начинает ругать непрошеного гостя: «…ты хищник, варвар; ты грешник, которого не способна удержать земля. Пусть небесные кары падут на твою голову, неверный. – и в заключение проводит по лицу руками, словно хочет сказать: «Аминь!». Все эти примеры убеждают нас в том, насколько ахун Искандар был смелым, бесстрашным, потому что знал, что правда на его стороне, что с ним его Аллах.

«Самое удивительное то, что Коранхафиза в красном галифе, в белой папахе, кроме хазрета, никто из давлекановцев не видел. Может, и видели, да не узнали? Красные вскоре оставили Давлеканово, лишь потом распространился слух о том, что было ночью в доме хазрета. Вероятно, поэтому всем показалось, что это чертовщина, небывальщина. Не знали: верить всему или нет. И как всегда бывает в народе, история стала обрастать новыми слухами, сплетнями. Даже были такие, которые сторожили дом ахуна: ждали возвращения Коранхафиза», — читаем на страницах рассказа. 8

Да, задал всем загадку Коранхафиз. Кем же он был, этот чудовищный, лицемерный человек? Куда же его забросила судьба? И как он сгинул? Эти вопросы долго мучили жителей. Казалось, что красные узнают его истинное лицо и уничтожат, а в противном случае он может рядиться в кого угодно и совершать новые и новые зверства! Страшный человек! Сколько бы ни гадали, рано или поздно, он должен сгинуть, потому что, совершая жестокость над людьми, он роет себе могилу. Много примеров в жизни. Другого не пожелаешь и Коранхафизу!

В своей работе я попыталась заглянуть в прошлое моего города. Оно оказалось интересным и в то же время страшным. Исторические перемены изменили не только внешность Давлеканово, но и характеры людей. Такие честные и добропорядочные люди, как ахун Искандар не менялись, а хищник Коранхафиз примерял на себя различные маски, но его чёрная душа всё равно проглядывала через них.

Стоит ли об этом читать? Думаю, что обязательно нужно обращаться к рассказам, повествующим о прошлом нашего города. Мы должны знать об этом, чтобы не повторялись ошибки, совершённые в те кровавые годы. Рассказ Амирхана Еники преподал нам, подросткам 21-го века, уроки доброты, честности и веры в свои силы. Также показал, что добро всегда побеждает зло.

Multiurok. ru

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *